Детский сад №67 ,г. Мытищи
Этюды на выразительность жестов
Этюды на выразительность жестов
Речевые игры и упражнения. 1. «Смешные стихи» (для детей 3-4 лет). Цель: Развивать чистоту произношения. Обращать внимание на интонационную выразительность речи. Ход: Дети вместе с педагогом произносят стихи. Постепенно, от упражнения к упражнению, дети приобретают навык интонационной выразительности. «На болоте стоит пень, Шевелиться ему лень. Шея не ворочается. А посмеяться хочется!» « -Был сапожник? - Был! - Шил сапожник? – Шил! - Для кого сапожки? - Для соседской кошки!» «- Кошка, как тебя зовут? - Мяу! - Стережёшь ты мышку тут? - Мяу! - Мяу! Хочешь молока? - Мяу! - А в товарищи щенка? - Фрр!!!» 2. «Эхо» ( для детей 4-5 лет). Цель: Менять интонационную окраску при чтении текста. Ход: «Мы бродили тёмным бором, Мы спросили дружно хором: - Дома ль бабушка Яга? Лес ответил нам: - Ага!» Текст повторяется, заменяется лишь наречие- как спросили? – «Дружно; тихо; грозно; трусливо; смело…» 3. «Едем, едем на тележке» (для детей 5-6 лет). Цель: Развивать чистоту произношения, чувство ритма, выразительность. Ход: «Едем, едем на тележке, Собирать в лесу орешки, Скрип, скрип, скрип, Скрип, скрип, скрип. Листья шуршат - ш-ш-ш, Птички свистят – фить-пирью, фить-пирью, Белка на ветке Орешки всё грызёт - цок, цок, цок, цок, Рыжая лисичка зайчишку стережёт, (пауза) Долго-долго ехали, Наконец, приехали!» 4. «Весенние голоса» (для детей 6-7 лет). Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса. Ход: «Пригрело солнце (поют высокий звук у-у-у) С пригорка побежал весёлый ручеёк (болтают языком, подражая весёлому «бульканью»). До краёв наполнил большую глубокую лужу («бульканье» низкими звуками). Перелился через край («бульканье» волной: вверх-вниз). И дальше побежал («бульканье») Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж) И букашки (з-з-з) Расправили крылышки (крш-крш- с повышением) И полетели куда-то (тр-тр-тр – шёпотом). Лес наполнился птичьими голосами (имитация голосов птиц). Вот и пришла весна!» 5. Скороговорки. Чистоговорки. Цель: Совершенствовать чистоту произношения. Ход: «Горячи кирпичи! Соскачи-ка с печи, Испеки-ка в печи, Из муки калачи!» «Тары- бары, растабары, У Варвары куры стары!» «Сеня вёз воз сена» «Палкой Саша шишки сшиб». «Орёл на горе, перо на орле». «Жужжит над жимолостью жук, Зелёный на жуке кожух» Этюды на выражение основных эмоций. 1. «Лисичка подслушивает» (для детей 3-4 лет). Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность). Ход: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд. 2. «Вкусные конфеты» (для детей 4-5 лет). Цель: Передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость). Ход: У девочки в руках воображаемая коробка с конфетами. Она протягивает её по очереди детям. Они берут конфету, благодарят, разворачивают бумажку и угощаются. По лицам видно, что угощение вкусное. 3. «Прогулка» (для детей 5-6 лет). Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, удовольствие, удивление). Ход: Летний день. Дети гуляют. Пошёл дождь. Дети бегут домой. Прибежали вовремя, начинается гроза. Гроза прошла, дождь перестал. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам. 4. «Битва» (для детей 6-7 лет). Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, гордость, страх). Развитие творческого воображения. Ход: Один ребёнок изображает Ивана-царевича, второй- - Змея - Горыныча(голова и кисти рук- это головы Змея). Идёт сражение. Иван- царевич одерживаетпобеду Змей – повержен. Этюды на воспроизведение черт характера. 1. «Старичок» (для детей 3-4 лет). Цель: Через мимику, жесты передавать черты характера (весёлый, добрый, смешной, озорной). Ход: Прочесть детям стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок». Дети имитируют состояния и действия, о которых говориться в стихотворении. «Жил на свете старичок Маленького роста, И смеялся старичок Чрезвычайно просто: Ха-ха-ха, да хе-хе-хе, Хи-хи-хи, да бух-бух! Бу-бу-бу, да бе-бе-бе, Динь-динь-динь, Да трюх-трюх! Раз, увидев паучка, Страшно испугался Но, схватившись за бока, Громко рассмеялся: Хи-хи-хи, да ха-ха-ха, Хо-хо-хо, да гуль-гуль! Ги-ги-ги, да га-га-га, Го-го-го, да буль-буль! А увидев стрекозу, Страшно рассердился, Но от смеха на траву Так и повалился: Гы-гы-гы, да гу-гу-гу, Го-го-го, да бах-бах, Ой, ребята! Не могу! Ой, ребята! Ах, ах! 2. «Жадный пёс» (для детей 4-5 лет). Цель: Через мимику и жесты передавать черты характера (жадность). Ход: Педагог читает стихотворение В. Квитко. «Жадный пёс дрова принёс, Воды наносил, тесто замесил, Пирогов напёк, спрятал в уголок, И съел сам – гам, гам, гам!» Дети имитируют состояние и действия, о которых говориться в стихотворении. 3. «Страшный зверь» (для детей 5-6 лет). Цель: Через пантомиму передавать черты характера и поведения персонажей (смелый, трусливый, глупый, осторожный). Ход: Педагог читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». Дети, получившие роли, действуют по тексту. «Прямо в комнатную дверь, Проникает хищный зверь! У него торчат клыки И усы топорщатся- У него горят зрачки- Испугаться хочется! Может это львица? Может выть волчица? Глупый мальчик крикнул: - Рысь!! Храбрый мальчик крикнул: - Брысь!» 4. «Волшебное колечко» (для детей 6-7 лет). Цель: Через пантомиму передавать черты характера (добрый, злой, справедливый). Развивать творческое воображение. Ход: Злой волшебник, с помощью заколдованного колечка, Превращает хорошего мальчика в плохого. Мальчик всех обижает, дразнит, всё ломает. Наконец, устав, он засыпает. Добрый волшебник предлагает спасти мальчика, снять кольцо. Все дети тихо подходят и снимают колечко. Мальчик просыпается. Он снова ласковый, просит у всех прощения. Всем весело. Игры на развитие внимания. 1. «Будь внимателен!» (для детей 3-4 лет). Цель: Стимулировать внимание; быстро и точно реагировать на звуковые сигналы. Ход: Дети шагают под весёлую музыку. Затем, на слово «Зайчики», дети изображают зайчиков (прыгают), на слово «Лошадки» - лошадок (ударяя ногой об пол), на слово «Раки» - пятятся, «Аист» - стоят на одной ноге, «Птицы» - бегут, раскинув руки. 2. «Волшебный круг» (для детей 4-5 лет). Цель: Выполнять внимательно движения по сигналу. Ход: Играющие стоят по кругу. По сигналу колокольчика дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встаёт, другой хлопает в ладоши, третий - приседает и встаёт и т. д. 3. «Слушай хлопки» (для детей 4-5 лет). Цель: Развивать активное внимание. Ход: Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге , руки в стороны). Если ведущий хлопает два раза - принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу. 4. «Молчанка» (для детей 6-7 лет). Цель: Развивать внимание и умение быстро сосредотачиваться. Ход: Водящий: Тише, мыши, Кот на крыше, А котята ещё выше! Раз, два, три, четыре, пять,- С этих пор пора молчать! Играющие замолкают. Водящий следит, кто заговорит или рассмеётся. Этот ребёнок платит фант. Когда фантов наберётся 5-6, их разыгрывают. Каждый владелец исполняет художественный номер. Игры на развитие памяти. 1. «Запомни своё место» (для детей 3-4 лет). Цель: Развивать моторно-слуховую память. Ход: Дети стоят или в разных углах комнаты. Каждый должен запомнить своё место. Звучит весёлая музыка, все «превращаются в птичек и двигаются по комнате. Музыка заканчивается. Все должны вернуться на свои места. 2. «Заводные игрушки» (для детей 4-5 лет). Цель: Развивать моторно-слуховую память. Ход: В магазине заводных игрушек стоят игрушки: куклы, зайчики, медведи, лягушки, птички, бабочки. Звучит музыка: «у игрушек включается завод». Дети двигаются по комнате. Музыка замолкает, дети возвращаются на свои места. 3. «Художник» (для детей 5-6 лет). Цель: Развивать внимание и память. Ход: Ребёнок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет «рисовать», потом отворачивается, даёт его словесный портрет. 4. «В магазине зеркал» (для детей 6-7 лет). Цель: Развивать наблюдательность и память. Ход: В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки и стала вертеть головой. Обезьянки ответили ей тем же. Она топнула ногой – и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все повторяли в точности её движения. Этюды на выразительность жестов. 1. «Тише» (для детей 3-4 лет). Цель: Развивать выразительное движение рук и адекватно использовать жест. Ход: Мышата переходят дорогу, на которой спит котёнок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!» Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх». 2. «Игра в снежки» (для детей 4-5 лет). Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение. Ход: Этюд сопровождается весёлой музыкой. Зима. Дети играют в снежки. Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, бросить снежок резкими, короткими движениями. 3. «Игра с камушками» (для детей 5-6 лет). Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение. Ход: Дети гуляют по берегу моря, нагибаясь за камушками. Входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду двумя руками. Затем, садятся на песок и играют с камушками: то подбрасывая вверх, то кидая в море. Звучит лёгкая музыка. Этюды на выразительность жеста Это я! Это мое! Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук: ничего-то бабушка не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называется имя играющего), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?». И т. п. мальчик отвечает жестом. Выразительные движения. Рука согнута в локте, указательный палец направлен на грудь: «Я!». Идея обладания более обширного «я» выражается более или менее сильным прижатием кисти к груди: «Мое, принадлежит мне!» Заколдованный ребенок. Ребенка заколдовали. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает на различные предметы и указывает направления: шкаф, стол, внизу, вверху, там. Тише! Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!». Этюд сопровождается музыкой Б. Берлина «Спящий котенок». Выразительные движения. Шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх». Отдай! Ребенок требует отдать ему игрушку. Выразительные движения. Кисти рук держать горизонтально ладонями кверху. Иди ко мне. Мальчик манит к себе малышку, которая учится ходить самостоятельно. Выразительные движения. Присесть, обе руки вытянуты навстречу малушу. Уходи! Ребенок отталкивает обидчика. Выразительные движения. Кисти рук держать вертикально, ладонями наружу. До свидания! От пристани отходит огромный белый теплоход. Провожающие, глядя на стоящих на палубе моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой рукой: «До свидания! До встречи!» Не покажу! Мама подарила девочке маленькое зеркальце, чтобы она могла пускать солнечные зайчики. Дети обступили девочку, просят показать, какое оно. Но девочка, прижав ладонями зеркальце к груди и расставив локти, вертится из стороны в сторону: «Не покажу!» Я не знаю! Мальчика-незнайку о чем-то спрашивают, а он только пожимает плечами да разводит руками: «Не знаю», «Не имею понятия», «Ничего не видел». Выразительные движения. Приподняты брови, опущены уголки рта, приподняты на миг плечи, руки слегка разводятся, ладони раскрыты. Этюды на выражение основных эмоций Этюды на выражение внимания, интереса и сосредоточения Собака принюхивается Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши навострились, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах. Лисичка подслушивает Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят. Выразительные движения. Голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт. Поза. Нога выставлена вперед, корпус тела слегка наклонен кпереди. Что там происходит? Мальчики стояли в тесном кружке и что-то делали, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них остановилась девочка. «Что там происходит?» — подумала она, но ближе подойти не решилась. Выразительные движения. Голова поворачивается в сторону происходящего действия, пристальный взгляд. Поза. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее вес тела, одна рука на бедре, другая опущена вдоль тела. Кузнечик Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг — и вот уже стрекочет совсем в другом месте. Выразительные движения. Шея вытянута вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперед, ступать на кончики пальцев. Любопытный По улице шел мужчина и нес в руке спортивную сумку, из которой что-то выпирало. Мальчик это заметил, и ему очень захотелось узнать, что же лежит в сумке. Мужчина шел большими шагами и не замечал мальчика. А мальчик прямо-таки вился, вился около прохожего: то с одной стороны подбежит к нему, то с другой и, вытягивая шею, заглядывает в полуоткрытую сумку. Вдруг мужчина остановился, положил сумку на землю, а сам зашел в телефонную будку. Мальчик присел на корточки около сумки, слегка потянул за молнию и заглянул внутрь сумки. Там лежали всего-навсего две обыкновенные ракетки. Мальчик разочарованно махнул рукой, встал и не спеша пошел к своему дому. Сосредоточенность Командир сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план наступления на врага. Выразительные движения. Левая рука упирается локтем о стол и поддерживает голову, наклоненную влево; указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте. Мимика. Слегка сощуренные глаза, нижняя губа закушена. Раздумье Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти? Во время этюда звучит музыка. Выразительные движения. Ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок. Этюды на выражение удивления Удивление Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было… Из чемодана выпрыгнула собака. Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние век» приподняты. Круглые глаза Однажды первоклассник Артур подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: «Я шел из школы. Я зашел в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котенок». Ведущий предлагает детям показать, какие круглые глаза были у мальчика, когда он увидел живую тряпку. Этюды на выражение страданий и печали. Ой, ой, живот болит Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются: Ой, ой, живот болит! Ой, ой, меня тошнит! Он, мы яблок не хотим! Мы хвораем. Том и Тим! Жалоба медвежат сопровождается музыкой. Выразительные движения. Брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены; туловище согнуто, живот втянут; руки прижаты к животу. Очень худой ребенок Ребенок плохо ест. Он стал очень худым и слабым, даже муравей может повалить его с ног. Это кто там печально идет? До калитки дошел, И печальную песню поет? Но дальше идти он не смог! Муравей пробежал, Он каши, он каши, он каши не ел, Повалил его с ног, Худел, худел, болел, слабел! И нот он лежит одинок, И вот он лежит одинок, Муравей повалил его с ног, Муравей повалил его с ног! Митя из дому шел, (Э. Мошковская) Дети по очереди показывают, какое худое лицо у Мити. Затем дети распределяют между собой роли бабушки, муравья и Мити. Бабушка кормит Митю с ложечки. Митя с отвращением отодвигает от себя ложку. Бабушка одевает Митю и отправляет его гулять. Звучит песня. Мальчик, пошатываясь, идет по направлению к калитке (специально поставленный стул). Навстречу ему выбегает муравей и трогает его своим усиком (пальцем) — Митя падает (приседает). Старый гриб Старый гриб вот-вот упадет. Его слабая ножка уже не выдерживает тяжести большой раскисшей шляпки. Выразительные движения. Стоять, ноги расставлены, колени слегка согнуты; плечи опущены, руки висят вдоль тела; голова клонится к плечу. Я так устал Маленький гномик несет на плече большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит: Я так устал, Я очень устал. Звучит музыка. Выразительные движения. Стоять, руки висят вдоль тела; плечи опущены. Золушка В зале звучит музыка. Девочка изображает Золушку, которая приходит домой после бала очень печальной: она потеряла туфельку… Выразительные движения. Поникшая голова, сведенные брови, опущенные уголки губ, замедленная походка. Остров плакс Путешественник попал на Волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь. Во время этюда звучит музыка. Мимика. Брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт. Этюды на выражение отвращения и презрения Соленый чай Бабушка потеряла очки, и поэтому она не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахарного песку мелкую соль. Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая и, не глядя, положил в него две ложечки сахарного песку, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту! Выразительные движения. Голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен — ребенок выглядит так, словно он подавился и сплевывает. Грязная бумажка На полу в коридоре лежит грязная бумажка. Ее надо поднять и выбросить. Мальчик брезглив… Ему кажется, что эта бумажка из туалета. Наконец он пересиливает свое отвращение, берет бумажку кончиками двух пальцев и, отведя руку в сторону, относит се в ведро для мусора. («Грязная» бумага делается из чистой, которая закрашивается акварельными красками в неопределенный цвет и затем мнется. Если брезгливый ребенок не решается ее поднять, то на следующем занятии он совместно с другими детьми изготовляет «грязную» бумагу сам, т. е. сам раскрашивает, мнет и бросает ее на пол. Затем проводится игра.) Грязь Мальчик обул новые ботинки и пошел в гости к своему другу. Ему надо было перейти дорогу, где шли ремонтные работы и было все раскопано. Недавно прошел дождь, и на дороге было грязно и скользко. Мальчик шел осторожно, стараясь не пачкать ботинки. Выразительные движения. Походка должна производить впечатление, что ребенок идет по грязи, ступая на кончики пальцев как бы нехотя и делая вид, что он выбирает более чистое место. Этюды на выражение гнева Сердитый дедушка К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять. Дедушка рассердился, что Петя ушел за калитку. А если из леса придет волк, что будет с Петей? Мимика. Нахмуренные брови. Во время этюда звучит музыка. Король Боровик не в духе Ведущий читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту. Шел король Боровик Через лес напрямик. Он грозил кулаком И стучал каблуком. Был король Боровик не в духе: Короля покусали мухи. (В. Приходько) Хмурый орел Звучит музыка. Ведущий читает стихотворение В. Викторова: Вот за решеткой хмур и зол Сидит орел. Могучих крыльев гордый взмах Внушает страх. Давно ль громады грозных скал Он облетал И камнем падал свысока На врага. Он был свободный властелин Седых верши». Теперь в неволе, хмур и зол, Сидит орел. Затем ребенок изображает орла, который, медленно взмахивая крыльями, взбирается на камень (стул) и хмуро разглядывает детей из-за решетки (составленной из стульев). Разъяренная медведица На лесной полянке мальчик увидел маленького медвежонка. Медвежонок подбежал к мальчику и стал хватать его за ноги передними лапами, как бы приглашая поиграть с ним. Медвежонок был смешным и веселым. Почему бы с таким пушистым несмышленышем и не поиграть? Вдруг послышалось какое-то громкое урчание, и мальчик увидел, что на него, поднявшись на задние лапы, идет медведица. Мальчик подбежал к большому дереву и быстро влез на него. Медведица не полезла на дерево за мальчиком, а стала яростно царапать ствол копями, рычать, злобно глядя на мальчика. Вдруг где-то далеко заскулил медвежонок. Медведица оставила дерево и побежала выручать медвежонка теперь уже из настоящей беды. Мальчик еще немного посидел на дереве, потом спустился и побежал домой. Выразительные движения. Ярость: сдвинутые брови, оттопыренные губы, сморщенный нос, рычание, тело дрожит, усиленная жестикуляция. Два сердитых мальчика Мальчики поссорились. Они очень сердиты, сдвинули брови, размахивают руками, наступают друг на друга, вот-вот подерутся… Этюды на выражение страха Лисенок боится Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут. Выразительные движения. Поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды. Собака лает и хватает за пятки Ребенок гуляет. Мимо на поводке идет собака. Она ласт на мальчика и пытается, натягивая поводок, достать мордой до его ног. Во время этюда звучит музыка. Страх Мальчик боится одиночества. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь… Вдруг в другой комнате кто-то притаился, что тогда? За время этюда звучит музыка. Выразительные движения. Голова откинута назад и втянута в плечи. Мимика. Брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания. Гроза За окном гроза. Хлещет дождь. Сверкают молнии. Грозно гремит гром. Ребенок один дома. Он стоит у окна. В момент сильного раската грома ему становится страшно. Звучит музыка. Выразительные движения. Голова запрокинута и втянута в плечи; глаза широко раскрыты; рот открыт; ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище. Момент отчаяния Ребенок приехал с родителями в чужой город. На вокзале он отстал от них. Мальчик вышел на привокзальную площадь. Он в смятении, не знает, куда идти. Звучит музыка. Выразительные движения. Голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты, брови идут вверх и сдвигаются, губы раскрыты так, что виден верхний ряд зубов, одна рука с силой сжимает другую. Этюды на выражение вины и стыда Провинившийся Мальчик разбил вазу, и мама его ругает. Он чувствует свою вину. Выразительные движения. Голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты; ноги прямые, пятки сдвинуты; руки висят вдоль тела. Мимика. Брови идут вверх и сдвигаются, уголки губ опущены. Ваське стыдно Жила-была девочка Галя. У нее была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила ее, спать укладывала. Один раз положила свою куклу спать на кроватку. Забрался туда кот Васька и уронил куклу на пол. Пришла Галя домой, увидела, что ее кукла лежит на полу, подняла куклу и стала ругать Ваську: «Зачем ты, Васька, мою куклу уронил?» А Васька стоит, голову опустил: стыдно ему. Прослушав рассказ, дети по очереди показывают, как стыдно было коту Ваське. Стыдно Мальчик Коля случайно сломал переключатель у телевизора. Он испугался, что мама его накажет. Коля сказал, что переключатель крутил его маленький брат. Брата наказали. Старшему брату стало очень стыдно. Выразительные движения. Голова наклонена вперед, брови подняты и сдвинуты, углы рта опущены. Чуня просит прощения От хвастунишки-поросенка Чуни ушли его друзья — ежик и белочка, а волк тут как тут. Чуня зовет друзей: Где вы, верные друзья? Чуне помогите! За бахвальство и за смех Вы меня простите. (П. Соколов, Т. Дмитриева) Выразительные движения. Первая-вторая строчки: поворачивать головы в разные стороны, брови приподняты, руки протянуты вперед. Третья-четвертая строчки: опущенная голова, брови приподняты, губы вытянуты и слегка надуты, руки висят вдоль тела. Этюды на отображение положительных черт характера Смелый заяц Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк. Выразительные движения. Поза. Положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят. Мимика. Уверенный взгляд. Часовой Ребенок изображает пограничника. Ведущий читает стихотворение: Стоит он в дозоре, И зорок, и смел. Чтоб мир потревожить, Никто не посмел. (С. Погореловский) Выразительные движения. Голова держится прямо и немного откинута назад, взгляд устремлен вперед, ноги слегка расставлены, руки как бы держат воображаемый автомат. Капитан Ребенок представляет себя капитаном. Капитан стоит на мостике корабля и смотрит вперед. Вокруг темное небо, высокие крутые волны, свистит ветер. Но не боится капитан бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным. Он доведет свой корабль до порта назначения. Выразительные движения. Спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед, иногда подносить к глазам воображаемый бинокль. Добрый мальчик Зима. Маленькая девочка, играя со снегом, потеряла варежку. У нее замерзли пальчики. Это увидел мальчик. Он подошел к девочке и надел на ее руку свою рукавицу. Внимательный мальчик По улице шла женщина с покупками. У нее упал сверток. Мальчик, увидев это, подбежал, поднял сверток и подал женщине. Женщина поблагодарила мальчика. Посещение больного Мальчик заболел. К нему пришел друг. Он с сочувствием смотрит на больного, потом дает ему попить, заботливо поправляет одеяло. Любящий сын Мальчик потихоньку входит в комнату с подарком, спрятанным за спиной. Он идет на носочках и улыбается. Мама не знает, что мальчик в комнате и сейчас сделает ей подарок. Этюды.
Этюды – упражнения, направленные на развитие отдельных приемов в искусстве. 1.Этюды на выразительность жеста.
Общей целью этих этюдов являются развитие эмоционально – выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребёнка. 1. «Заколдованный ребёнок» Ребёнка заколдовали. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. 2. «Вот он какой» Ребёнок должен без слов рассказать о размерах и форме хорошо известных ему предметов. Он воспроизводит отчетливые жесты, которые характеризуют предмет. (большой, маленький, круглый, длинный) 3. «Скажи без слов» Жестами изобразить фразы «Тише!», «Иди ко мне!», «Отдай», «Привет», «Уходи», «Пока», «Не покажу», «Я не знаю», «Садитесь», «Встаньте» и т.д. 4. «Возьми и передай» Дети передают друг другу воображаемый предмет. 5. «Дружная семья» Живет дружная семья (можно по ролям: мама, папа и др.). Дети показывают жестами как они здороваются, прощаются, хвалят друг друга, благодарят, поздравляют, гуляют, играют, проявляют к друг другу знаки внимания. I I.Этюды на тренировку отдельных групп мышц. На расслабление мышц.
1. «Штанга» Ребёнок поднимает тяжелую штангу, потом бросает её (воображаемую). 2. «Шалтай - Болтай» Читают стихотворение и иммитируют соответствующие движения: «Шалтай – Болтай сидел на стене. Шалтай – Болтай свалился во сне». 3. «Насос и мяч» Дети по парам: один изображает насос движениями и звуком, второй надуваемый насосом мяч, шар. 4. «Спящий котёнок» Нужно изобразить спящего котёнка. Лечь на ковёр, свернуться клубочком, расслабиться, возможно поурчать.
5. «Фея Сна». В детском саду живут дружные ребята, все заняты делами: рисуют, лепят, читают, клеят, мастерят, помогают, шалят и т.д. (изображается действие жестом и мимикой). Но пришла Фея Сна, дотронулась ко всем своей волшебной палочкой и усыпила. А спят все люди по – разному. Покажите, как вы любите спать. 6. «Факиры». Дети сидят по – турецки. В руках воображаемая дудочка, перед каждым воображаемый мешок со змеёй, которую надо вызвать из мешка музыкой. Под плавную восточную музыку происходит иммитация. 7. «Пылесос и пылинки» Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, стали садиться на пол. Пылесос собирает пылинки: кого он коснется, тот встает и уходит. 8. «На берегу моря»
а) «Игра с песком». Дети ходят по горячему песку, сыпят его между ладонями, бегут к воде, приносят воды и смешивают с песком. Строят из мокрого песка поделки. б) «Игра с муравьем». Посадили муравья на ладошку, проследили как он побежал по руке, пересадили на другую руку, аккуратно и бережно отпустили. в) «Солнышко и тучка». Выглянуло солнышко – радуемся теплу, туча закрыла солнышко – приуныли. г) «В уши попала вода». В уши попала вода, попрыгали на одной ноге, наклонили голову, чтоб вода из уха вышла. д) «Лицо загорает». Подставили лицо солнцу, нам приятно, тепло, хорошо. Показали как выглядит загорающий человек. е) «Отдых. Сон на берегу моря». Легли расслабив все тело. Уснули на берегу моря и увидели волшебные морские сны.
I I I .Этюды на выражение основных эмоций.
Общей целью этих этюдов является развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё, коррекция эмоциональной сферы ребенка (Содержание этюдов эмоциональной сферы пересказывается). IV.Этюды на выражение внимания, интереса и сосредоточения.
1. «Собака принюхивается» Собака гуляла по улице и вдруг почуяла запах мяса, но не может понять откуда. Стала бегать во все стороны, принюхиваться, искать. 2. «Что там происходит?» Мальчики стоят в тесном кружке и что – то делают, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них останавливается девочка. «Что там происходит?» - подумала она, но ближе подойти не решилась. 3. «Ловим кузнечика» Представили, что в траве увидели кузнечика, присели, внимательно смотрим и выжидаем удобный момент, хлопнули ладошкой по воображаемому кузнечику, но он успел отпрыгнуть. 4. «Любопытный» 5. «Сосредоточенность» 6. «Раздумье»
V.Этюды на выражение удивления и радости.
1. «Удивление – круглые глаза» Дети в тайне готовили маме подарки ко дню рождения. И вот этот день настал. Все протягивают маме подарки, а она очень удивлена, не ожидала такого приятного сюрприза. 2. «Золотые капельки» Идет теплый дождь. Пляшут пузыри в лужах. Из – за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Ребенок подставил лицо золотым капелькам дождя. Приятен теплый летний дождь. 3. «Цветок» Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем. 4. «Вкусные конфеты» У девочки в руках коробка с конфетами (воображаемая). Она протягивает её по очереди детям. Дети берут по одной, благодарят, разворачивают и едят. Вкусно! 5. «Первый снег» Утром глянул я чуть свет: Двор по – зимнему одет. Распахнул я настежь двери, В сад гляжу, глазам не верю. Эй! Смотрите, чудеса – Опустились небеса! Было облако над нами, Оказалось под ногами. 6. «Карлсон» Мой дом – у вас на крыше! Я каждому знаком! И мой пропеллер слышен Над вашим чердаком! Малыш очень рад, что Карлсон прилетел и показывает это.
7. «Два клоуна» Под музыку 2 веселых клоуна жонглируют, вдруг сталкиваются, падают, хохочут, помогают друг другу встать. V I .Этюды на выражение печали
1. «Северный полюс» Девочка Женя из сказки «Цветик - семицветик» оказалась на северном полюсе. Ей холодно и страшно. 2. «Я так устал» Маленький гномик несет на плече большую еловую шишку. Он останавливается, кладет шишку у ног. Устал. 3. «Остров плакс» Путешественник попал на Волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети отталкивают его и продолжают реветь. 4. «Малыш» Малыш проснулся в день своего рождения. Уж сегодня то он очень надеялся, что ему наконец – то подарят щенка. Но он прислушался – нигде никто не лает. И ему стало так обидно, так грустно. V I I .Этюды на выражение отвращения и презрения
1. «Соленый чай» Старенький дедушка плохо видел и нечаянно насыпал в чай соль, вместо сахара. Выпил и скривился. 2. «Гадкий утенок» Гадкий утенок попал на птичий двор, все птицы его окружили, и всем он не понравился. Птицы стали шипеть, махать крыльями, гнать утенка со двора. 3. «Дюймовочка и майский жук» Жукам Дюймовочка показалась очень не красивой (Да у нее всего 2 ножки. Да у нее нет крылышек). И все отвернулись от бедной девочки. V I I I .Этюды на выражение гнева
1. «2 сердитых медвежонка» Герои сказки «2 жадных медвежонка» остались без сыра. Поссорились, рассердились друг на друга и дуются. 2. «Мачеха» Мачеха из сказки «Белоснежка и семь гномов» услышала, что зеркало не считает её самой красивой. Сильно разгневалась, бросила зеркало наземь. 3. «Комарик» - Где убийца, где злодей? Не боюсь его когтей! Подлетает к пауку, саблю вынимает. И ему на всем скаку голову срубает. Показать как комар из сказки «Муха - Цокотуха» разгневался на паука. I Х. Этюды на выражение страха
1. «Гроза» Мальчик остался в доме один, а тут началась гроза. Он от страха спрятался под стол и задрожал. 2. «Заблудился» Ребенок с мамой в магазине, так засмотрелся на игрушки, что не заметил как мама ушла вперед. Растерялся и испугался. Не знает что делать. 3. «Ночные звуки» Малыш впервые оказался ночью на крыше. Его позвал Карлсон. От странных ночных звуков он немного испугался. Но крепче взял Карлсона за руку, и все прошло. 4. «Зайчонок» Родился зайчонок в лесу. И всего на свете боялся. Треснет ли где – нибудь сучок, упадет ли с дерева листочек. А у зайца душа в пятки уходит. Х. Этюды на выражение вины и стыда1. «Провинившийся» Ученик пришел на урок, но забыл выполнить задание. И теперь ему неловко перед учительницей. Сидит за партой и стесняется поднять голову. 2. «Стыдно» Мальчика из рассказа «Огурцы» мама выгнала из дома за воровство. Он идет назад на огород, чтобы вернуть сторожу огурцы, которые украл. Ему очень стыдно за свой некрасивый поступок. Х I . Этюды на выражение различных эмоций
1. «Змей - Горыныч» Сказочный город. В нем живут царевич, царевна и ремесленники (мастера). Сторожит город стражник. Иван – царевич уходит на охоту. Царевна вышивает. Мастера заняты каждый своим делом. Стражник обходит город. Налетел Змей – Горыныч. Он ранит стражника, заколдовывает всех жителей, а царевну уносит в свою пещеру. Сам летает перед входом в пещеру, сторожит царевну. Иван – царевич возвращается с охоты. Стражник приподнимается, показывает направление, куда Змей унес царевну, бессильно падает. Иван – царевич берет меч и идет сражаться со Змеем. Борется и побеждает. Как только Змей – Горыныч падает, стражник и ремесленники оживают, а из пещеры выходит царевна. Иван ведет её в город. Все рады.
2. «Новенький» В группу пришел новый ребенок. Всем интересно какой он. Дети окружают его и рассматривают с любопытством, доброжелательно улыбаются, зовут с собой играть. Но новичок робеет, стесняется, прячется за маму, не хочет входить в группу. Дети пытаются его развеселить и заинтересовать. Берут в дружный хоровод. Х I I .Этюды на воспроизведение отдельных черт характера
1. «Хочу и всё! (Эгоист)» Мама принесла к чаю три пирожных. Мальчик взял себе одно и показал пальцем на два других: «А эти я съем вечером». Мама подумала: «Мой сын эгоист» 2. «Любящий сын» Мама приболела. Сын хочет её поддержать. Принес ей воды, поправил подушку и одеяло, погладил по голове. 3. «Капризка» Чтение отрывка из стихотворения «Мимоза» и показ соответствующих действий, мимики, жестов. 4. «Часовой» Часовой стоит на посту. Граница рядом и надо быть очень внимательным, зорко смотреть в бинокль, чутко слушать звуки. 5. «Капитан» Капитан стоит за штурвалом корабля. Вокруг бушует море, поднимаются огромные волны. Но капитан смело смотрит вперед и ведет корабль к берегу. 6. «Ябедник» Мальчик любит на всех ябедничать. Увидит что – нибудь и бежит сразу к воспитателю жаловаться. 27 февраля 2017 в 00:31
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.